Юридические услуги Бухгалтерский учет 1САвтоматизация

+7 (985) 161-84-06

Постановка управленческого учета

Управленческий учет - это процесс выявления, анализа, измерения, переработки, накопления и передачи данных о производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации. Эти данные используются специалистами финансовых служб или консалтинговыми компаниями для управления организацией.

В управленческом учете данные формируются не в разрезе юридических лиц, как это установлено в бухгалтерском учете, а в разрезе структурных подразделений компании, таких как: подразделения, филиалы, инвестиционные проекты, отделы, направления деятельности и другие. В управленческом учете такие структурные подразделения называются Центрами финансовой ответственности. По каждому из Центров финансовой ответственности выполняется анализ доходов, расходов и движения денежных средств.

Таким образом, результатом управленческого учета является формирование трех отчетов:

1. Бюджет доходов и расходов (БДР) (план) / Отчет о Прибылях и Убытках (ОПУ) (факт)

2. Бюджет движения денежных средств (БДДС) (план) / Отчет о Движении денежных средств (ОДДС) (факт)

3. Прогнозный баланс (ПБ) (план) / Управленческий баланс (УБ) (факт)

Эти отчеты еще называются «финансовыми бюджетами». Кроме финансовых бюджетов, в составе управленческой отчетности дополнительно существуют «операционные» бюджеты, которые являются вспомогательными бюджетами.

"Финансовые бюджеты" состоят из статей бюджетов, которые в свою очередь формируются на основании итоговых данных "операционных бюджетов" и, таким образом, эти два вида бюджетов связаны между собой.

Такую взаимосвязанную совокупность отчетов (бюджетов) называют «системой бюджетирования». Эта система является составной частью управленческого учета.

Понятие управленческий учет является более широким, чем бухгалтерский. Наряду с бюджетированием управленческий учет включает в себя политику управленческого учета, которая построена на стандартах бухгалтерского учета и плана счетов в разрезе юридических лиц, но применяется не к конкретному юридическому лицу, а к компании в целом в разрезе Центров финансовой ответственности. Именно на основании стандартов бухгалтерского учета и плана счетов ведется управленческий учет и потому без должного ведения бухгалтерского учета невозможно построить достоверный управленческий.

Зачем нужен управленческий учет?

Управленческий учет необходим в первую очередь для обеспечения собственников и менеджеров организации информацией, которая должна использоваться для решения задач управления внутри фирмы.

Как известно в каждом бизнесе есть периоды подъема продаж и периоды спада, есть продукция, товары, работы, услуги более рентабельные, а есть менее рентабельные. Так вот используя данные управленческого учета, управленцы и принимают решения по повышению эффективности и производительности текущих операций.

В процессе ведения управленческого учета:

• формируется информация по распределению затрат между товарно-материальными запасами и реализованной продукцией;

• полученная информация помогает управленцам принимать решения более обоснованно;

• формируется информация, необходимая для планирования, измерения показателей управленческого учета и его контроля.

Управленческие отчеты должны быть удобны и понятны конечному пользователю. Управленцы должны свободно получать в этих отчетах информацию для управления организацией и отдельными процессами без обязательного присутствия финансистов предприятия в качестве переводчиков.

Как происходит постановка управленческого учета?


​1. На первом этапе производится оценка текущего ведения бухгалтерского учета на предприятии. Это особенно необходимо сделать при постановке управленческого учета действующих организаций. У таких организаций, как правило, для целей бухгалтерского учета уже может быть создана некая структура предприятия и к ней разработаны классификаторы, методы калькуляции себестоимости, учет затрат и существует определенный порядок отражения типовых хозяйственных операций. Оценка ведения бухгалтерского учета позволит не разрушая уже существующей системы бухгалтерского учета построить на ней будущую систему управленческого учета, возможно с внесением в нее минимальных изменений либо вообще без таковых.

2. На втором этапе разрабатывается методология и принципы построения финансовой структуры компании с ее центрами ответственности. Для этого необходимо выполнить сбор и обработку данных по управленческой информации о деятельности организации и провести ее оценку.

3. На третьем этапе происходит разработка управленческой отчетности.

Для каждого Центра финансовой ответственности разрабатывается свой набор показателей, который характеризует порядок сбора данных, их обработку и хранение, с последующей оценкой эффективности деятельности центра. Для этого, как правило, создаются журналы ведения управленческого учета. Это могут быть журналы на бумажном носителе, куда вручную заносится вся необходимая информация. Это могут быть табличные электронные файлы (чаще Excel). Но большинство современных компаний использует для этих целей программные комплексы, используемые для бухгалтерского учета, например, 1С. На базе таких комплексов легче и удобнее построить необходимую систему управленческой отчетности без дублирования ввода бухгалтерской информации.

Форма управленческой отчетности, ее состав и содержание должны соответствовать следующим основным принципам:

• оперативности;
• релевантности;
• адресности;
• аналитичности;
• достаточности;
• понятности;
• достоверности;
• сопоставимости.


4. На четвертом этапе разрабатываются классификаторы управленческого учета предназначенные для определения и описания различных объектов учета. Они должны дать возможность управленцам однозначно трактовать происходящие процессы в организации, статьи планирования, стимулирования и контроля на предприятии.

5. На пятом этапе происходит разработка методов учета затрат. Методы учета затрат в управленческом учете в первую очередь зависят от полноты включения затрат в себестоимость продукции и иных объектов учета, а также как те или иные затраты квалифицируются в управленческом учете и управленческой отчетности.

6. На шестом этапе происходит разработка управленческого плана счетов и модели типовых хозяйственных операций. В плане счетов объединены несколько кодификаторов и классификаторов управленческого учета, разработанных на предприятии. Управленческий план счетов является основой для регистрации всех хозяйственных операций компании.

7. На седьмом этапе происходит разработка внутренних положений и инструкций, регламентирующих порядок ведения управленческого учета. Управленческий учет никак не регламентируется ни общепринятыми стандартами, ни законодательством, поэтому предприятия самостоятельно разрабатывают правила и методы управленческого учета и закрепляют их во внутренних положениях и инструкциях.

8. На последнем, восьмом этапе, на предприятии решаются организационные вопросы ведения управленческого учета. Определяются требования к структурным подразделениям, ответственным за ведение управленческого учета, которые должны удовлетворять следующим требованиям:

• информационная обеспеченность;
• методологическая подготовленность.

После того, как на предприятии опробуют систему управленческого учета на работоспособность на практике и после выполнения всех этапов внедрения, в случае необходимости в нее вносятся доработки по замечаниям.

Обучив сотрудников предприятия работе с этой системой, компания может с успехом пользоваться плодами своего труда.

 Для определения точной стоимости постановки управленческого учета Вам необходимо связаться с нами или оставить он-лайн заявку.

Первая устная консультация по постановке управленческого учета для всех новых клиентов БЕСПЛАТНО.